Наиболее грубые – незаконные рубки, хищение леса и транспортировка древесины по несоответствующим действительности документам.
6 июня госинспекторы Полоцкой МРИ вместе с сотрудники Полоцкого учебно-опытного лесхоза в квартале 121 задержали двоих нарушителей, которые грузили отборную деловую древесину на лесовоз Урал. Нелегалы попали в объектив фотоловушки – благодаря этой технологии и оперативному реагированию, рейдовая группа успела пресечь их действия. Задержанные оказались работниками частных предприятий из Новополоцка, оказывающих услуги в сфере лесопользования. В районе погрузки было незаконно срублено 24 ели и 1 береза общим объемом около 30 кубометров. Полоцкий РОСК проводит проверку по этому факту.
8 июня в Осиповичскую МРИ обратился представитель ОАО «ФанДОК», который заявил, что с промежуточного лесосклада Дричинского лесничества похищено 64 кубометра заготовленной этим предприятием древесины стоимостью почти 3 тысячи рублей. Госинспекторы вместе со следователями Осиповичского РОСК провели разбирательство и выяснили, что древесину вывезли на автомобиле Урал, принадлежащем ИП из Осиповичей. Он и еще двое подозреваемых были задержаны и помещены в изолятор. Есть основания полагать, что к хищению причастен еще и сотрудник лесничества. Осиповичский РОСК возбудил уголовное дело.
2 июня при проверке лесосеки в квартале 58 Тонежского лесничества Милошевичского лесхоза госинспекторы Туровской МРИ установили, что работавший там предприниматель из Лельчицкого района оставил крупный недоруб. Не уложившись в отведенный срок, ИП не успел заготовить около 120 кубометров древесины на площади в полгектара. Усугубляет ситуацию тот факт, что рубка проводилась в очаге поражения стволовыми вредителями, то есть имела санитарное назначение, и должна была выполняться своевременно. Нарушителя правил лесопользования привлекут к административной ответственности.
За 2 недели госинспекторы выявили 13 фактов транспортировки древесины общим объемом 115 кубометров в нарушение установленного законодательством порядка, когда порода, сорт, объем или длина фактически перевозимой лесопродукции существенно отличались от заявленной в товарно-транспортной накладной, документы были заполнены частично либо вовсе отсутствовали. Зачастую это не просто забывчивость или невнимательность лесопользователей, а преследование корыстных интересов.
На автодороге вблизи деревни Нача Крупского района госинспекторы Борисовской МРИ остановили для проверки автомобиль Scania с прицепом, на котором частное предприятие перевозило 43 кубометра деловой древесины. Документов на груз водитель не имел.
На автодороге Ружаны – Каменец госинспекторы Брестской ОИ проверили грузовик DAF с прицепом, груженый деловой древесиной дуба в объеме около 17 кубометров. Лесопродукция принадлежала предприятию из Каменецкого района, из предоставленных водителем документов следовало, что объем груза должен быть 25 кубометров. В ходе разбирательства выяснилось, что ТТН была выдана на предыдущий рейс, который водитель совершал этим же днем. А следовательно, сопроводительные документы на второй рейс отсутствовали.
Тракторист ООО из Чериковского района, перевозивший 7 кубометров техсырья, заполнил ТТН только после остановки инспекторами, вписав дату и объем древесины. А мастер Ганцевичского лесхоза, отпустив местному ЖКХ почти 28 кубометров дровяной древесины различных пород – дуба, березы, осины, ели и ольхи – оформил все только одной породой. По закону подобные «вольности» недопустимы. По всем выявленным фактам незаконной транспортировки древесины составлены административные протоколы.
Существенно облегчить контроль за лесопользованием могло бы введение системы электронного учета древесины. Сейчас ее модель тестируется на базе трех лесхозов – Узденского, Гродненского и Дрогичинского.