Именно холодное время года – с ноября по январь – многие виды рыб предпочитают для откладывания икры. Среди них кумжа – представитель семейства лососевых, который находится под защитой Красной книги Беларуси (I категория охраны). После строительства Каунасской ГЭС в нашей стране он может заходить на нерест лишь в несколько небольших притоков Вилии.

Для того чтобы защитить белорусских лососей от браконьерства, общественные организации каждый год привлекают волонтеров к патрулированию берегов нерестовых рек. Параллельно осуществляется мониторинг. Согласно информации, представленной на странице Salmon Protection Project in Belarus, на одном лишь Тартаке удалось обнаружить 57 гнезд. Однако в действительности число нерестящихся самок было больше, поскольку некоторые из них метали икру в одно и то же гнездо.

На втором месте с 20 гнездами неожиданно оказалась Секанка, и это притом, что в прошлом году они там вообще не отмечались. На Дудке и Камелине было найдено 16 и 5 гнезд соответственно. Интересно сопоставить приведенные данные с плотностью молодой кумжи, которую ихтиологи зафиксировали на этих же реках в начале октября. Тогда лидером также оказался Тартак (более 60 особей на 100 м2). На остальных реках данный показатель оказался на порядок меньше.

Это значит, что благополучие белорусской популяции кумжи фактически зависит всего от одного притока Вилии. Изменение гидрологического режима на Тартаке или его загрязнение может означать исчезновение данного вида с территории нашей страны. Поэтому так важно не только контролировать ситуацию в тех местах, которые уже используются для нереста, но и по возможности «вернуть в строй» те реки, куда лососи не могут заходить из-за плотин.