Белорусская национальная система лесной сертификации получила официальный сертификат PEFC сроком на пять лет. В торжественной обстановке его вручили председателю Республиканской ассоциации лесной сертификации Беларуси Валентину Зорину в Хельсинки (Финляндия) на 22-й Генеральной ассамблее Совета PEFC.
Сертификат — это главный документ, который подтверждает, что национальная система лесной сертификации соответствует всем международным требованиям. Для его получения пришлось пройти непростой и довольно продолжительный путь по совершенствованию национальных лесных стандартов с учетом международных требований. О масштабе проделанной работы говорит тот факт, что после первого аудита в 2015 году международные эксперты сделали около 140 замечаний и рекомендаций. На момент получения сертификата — 15 ноября 2017 года — все они были устранены.
Но результат стоил вложенных усилий. Теперь с уверенностью можно сказать, что наша страна в числе тех, кто ответственно управляет своим главным природным богатством. Всего в мире членами PEFC является 46 государств, по этой системе сертифицировано 304 млн га лесов. Еще 20 стран разрабатывают свои системы лесной сертификации и стандарты для получения сертификата PEFC.
Беларусь добилась повторного одобрения PEFC и тем самым смогла доказать, что национальная система сертификации лесов Беларуси успешно прошла этап реорганизации PEFC и соответствует международным критериям устойчивого управления лесами. Это повторное одобрение также гарантирует, что сертифицированные лесохозяйственные и промышленные предприятия, а также отдельные компании могут получать выгоду от глобального признания PEFC.
После того как национальная система успешно прошла оценку, Генеральная ассамблея PEFC проголосовала за ее одобрение. Немалая роль в этой работе принадлежит и отраслевому предприятию «Белгипролес», в котором создан отдел по лесной сертификации, а также Белорусскому центру государственной аккредитации Госстандарта Беларуси.
Самый большой рост сертифицированных лесов в последние годы был отмечен в Индонезии, Японии, Испании, России, Австрии, Бразилии и Финляндии. К слову, финны практически полностью отказались от системы сертификации FSC, сертифицировав почти весь свой лесной фонд по национальной системе PEFC. Это не мешает отправлять на экспорт три четверти производимой в Финляндии лесной продукции. А бумага и вовсе на 90 процентов продается на внешние рынки, преимущественно в страны Европейского союза. В Беларуси сертификат PEFC есть в каждом лесхозе.
Как отметил Валентин Зорин, Неделя лесной сертификации, в рамках которой недавно и проходило заседание Генеральной ассамблеи Совета PEFC, объединила представителей более чем 40 стран. Многие вопросы повестки дня были посвящены перспективам международной лесной сертификации. Традиционно внимание было уделено такой важной функции лесов, как депонирование, то есть накапливание углерода в древостоях в результате фотосинтеза.
Наиболее активные дискуссии разгорелись в ходе обсуждения стратегии развития PEFC. Эта работа активно велась в текущем году, закончить ее планируется в 2018-м. Такие крупные игроки лесного рынка, как Германия или Великобритания, считают, что наличие общей стратегии для всех стран — членов PEFC необходимо, чтобы была общая канва, определяющая дальнейшую работу, приоритеты и развитие PEFC.
Как отметил Валентин Зорин, большинство выступавших на совете специалистов вносили свои предложения по решению такой актуальной для мирового сообщества проблемы, как отслеживание цепочки движения лесной продукции. В цивилизованных странах потребитель хочет быть на сто процентов уверенным, что он покупает продукцию, сделанную из древесины, выращенной в устойчиво управляемых лесах. Проблема в том, как это проследить на всех стадиях — от заготовки древесины до попадания готовой продукции на прилавок. К примеру, представитель Франции предложил использовать технологию меченых атомов. Суть ее в том, что деревья в устойчивых лесах помечаются специальными изотопами. Они сохраняют свое присутствие и после переработки. Чтобы узнать происхождение древесины, достаточно приложить к любой продукции из нее считывающее устройство.
Проблема подтверждения законности происхождения древесины актуальна не только для развивающихся стран. К примеру, представитель Италии рассказал, что для раскрытия серых схем поставки ценных пород древесины из Югославии пришлось задействовать Интерпол.
Валентин Зорин заострил внимание на том, что в международные стандарты лесной сертификации постоянно вносятся изменения и корректировки. А главное, что «все эти новшества должны находить отражение в нашей деятельности с учетом национальных особенностей лесного законодательства страны. В ближайшие годы эта работа будет среди главных приоритетов».